Правила юзабилити: синдром утенка, эффект Зейгарника и другие…

Каждый юзабилити-специалист это, своего рода, исследователь. Поэтому существуют не только общепринятые стандарты и законы, но и правила, которые открываются при каждом аудите юзабилити и юзабилити-тестировании. Однако не стоит слепо следовать установленным законам, так как все нужно рассматривать в контексте.

Несколько правил были описаны в предыдущем посте. Продолжим знакомиться с ними далее. Итак, поехали.

Удовлетворенность

Пользователи интернета не идут по оптимальному пути к достижении своей цели. Их не интересует самое разумное и простое решение их проблемы. Зачастую они могут довольствоваться длинным путем, если он удовлетворяет их запросы.

Как показывает практика, пользователи готовы вновь и вновь проходить сложный путь по скачиванию файла и не регистрироваться на сайте. Хотя, если бы они 1 раз зарегистрировались, то могли бы значительно сократить этот путь в дальнейшем.

Синдром утенка (Baby-Duck-Syndrome)

Правило описывает тенденции пользователей придерживаться первого опыта при просмотре различных сайтов. Пользователи не хотят учить новые программы и разбираться с новым интерфейсом, а напротив охотно работают с сайтом, который похож на другие.

В интернете существует множество стандартов для разработки интерфейсов (guidline) к которым пользователи привыкли, и нужно использовать их при разработке нового web-сайта.

Баннерная слепота

С течением времени пользователи выработали иммунитет к баннерам, так как в подавляющем большинстве они не помогают найти необходимую информацию. Напротив, пользователи фокусируют свой взгляд на области страницы, где написан текст, находятся гиперссылки и т.д.

Все, что выглядит как баннер или похоже на него – игнорируется пользователями. Элементы, которые явно выбиваются из стиля сайта и не поддерживают общий дизайн, расцениваются также как баннер.

Эффект неопределенности (Эффект Зейгарник)

Люди не могут выдержать неопределенности. Мы желаем найти ответы на вопросы, которыми мы интересуемся как можно скорее. Такой эффект часто используют в конце фильмов, сериалов, книг, где резкий конец оставляет много вопросов и мы с нетерпение ждем продолжения, чтобы узнать ответы на все вопросы.

В интернете можно применять этот эффект в заголовках, на баннерах стимулируя интерес пользователя к прочтению дальнейшей информации.

Блума В. Зейгарник открыл данный эффект в 1927 году и установил эмоциональную связь с читателями, что чрезвычайно эффективно с точки зрения маркетинга.

Принципы восприятия форм

Это фундаментальные правило психологии восприятия и обработки информации. Если мы видим несколько расположенных рядом объектов, то, по закону близости, мы воспринимаем их как одно целое.

Принцип восприятия форм применяется при форматировании текста. Расстояния между блоками текста служат визуальными разделителями информации и упрощают его восприятие.

Принцип восприятия можно применять и при группировке информации о товаре (название, краткое описание, картинка, цена, кнопка купить). Следует разделять расстоянием информацию о различных товарах.

Эффект личной ассоциации (The Self-Reference Effect)

Суть этого правила заключается в том, что пользователи намного лучше запоминают информацию, которая непосредственно относится к ним самим.

Читая текст на сайте, в блоге, в интернет-журнале или еще где-нибудь, пользователь лучше запомнит те вещи и ситуации, описанные в тексте, которые имели место быть непосредственно в его жизни, чем те, которые не имеют к нему никакого отношения.

Резюме

Некоторые правила, работающие для большинства сайтов, могут быть совершенно неприменимы на отдельно взятом ресурсе. Стоит помнить, что юзабилити-специалисты изучают людей, а это всегда приводит к неожиданностям. Психика человека – темный лес, где юзабилити пытается найти поляны и обустроить их. Но, как и в любом лесу, на поляне вырастают новые деревья, и все приходится делать заново.

Похожее ...

Добавить комментарий

ProfPoint - школа интернет-технологий

ProfPoint — школа интернет-технологий